Ежегодные фотовыставки, посвященные погибающим архитектурным шедеврам, для отдела свода памятников Государственного института искусствознания и журнала «Наше наследие» — многолетняя традиция. Но нынешняя экспозиция особенная. У ученых не оказалось средств на летние экспедиции, и тогда они выставили старые фото уникальных церковных росписей в Тверской области, сделанные 10-20 лет назад. Сегодня уже и эти снимки — реликвия...
Традиционным искусствознанием поздняя церковная живопись, по сути, игнорировалась. Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, говорило оно, — вот истинная ценность, а XVIII век и дальше — эпигонство, ремесленничество по европейским образцам. Но это не так! Зайдите, скажем, в церковь Богоявления, что в Еськах Бежецкого района. Какие гармоничные композиции, точный и свежий колорит, притом что цветов в палитре — всего три-четыре.
Анна ПАНОВА — одна из тех, чьи фотографии составили выставку (это сотрудники ГИИ Виталий Рудченко, Георгий Смирнов, Екатерина Шорбан), — рассказывает о секретах простых деревенских мастеров, которые «в академиях не обучались», но перенимали искусство от отцов и дедов. А недостаток академических знаний, скажем, в композиции, восполняли немецкими гравюрами XVI-XVIII веков на библейские сюжеты. А те гравюры, в свою очередь, часто были копиями великих фресок Леонардо, Рафаэля, Микеланджело. Так возникли ренессансные по духу росписи того же храма в Еськах, Преображенской церкви в селе Никола-Высока...
Но к нашему времени церковные здания и их убранство пришли в плачевное состояние. У государства сил и денег на восстановление не хватает, у церкви тоже руки не доходят. Рассказывает директор благотворительного фонда «Сельская церковь» Светлана МЕЛЬНИКОВА:
— По наущению искусствоведов мы пришли в Еськи. Вид храма ужаснул: крыши дырявые, а на основном объеме, где главные живописные богатства, кровли нет, с мокрых сводов падают кирпичи. Три года мы собирали деньги. Один состоятельный человек дал полмиллиона, другой — 300 тысяч, еще около 100 тысяч принесли благотворительный концерт, ярмарка детских рисунков... Поставили крышу, а окна открыты всем ветрам...
Приехала как-то Светлана Александровна в Еськи, а вместо фресок — белые пятна: иней от влаги. Технолог Наталья Семина утешает: весной стает, краски откроются. Да, открылись. Но ведь так каждый год — и всякий раз с потерями. Недавно удалось-таки установить окна. Но это только в одном храме. А рядом, в селе Никола-Высока, церковь и росписи не меньшей ценности — и тоже без крыши. От дождей, снегов и туманов живопись посинела — большая часть пигментов погибла, остался как бы тонированный рисунок. Его, конечно, тоже надо сохранять, но Светлана Александровна, немолодой уже человек, честно признается: нет сил начинать все сначала.
Да что «Сельская церковь»! Куда более известный фонд митрополита Ювеналия, созданный для спасения заброшенных подмосковных церквей, справляется только с мизерной толикой работы. Если дело и дальше пойдет такими темпами, признает владыка, погибнут шедевры. Нужна полновесная госпрограмма. Но от государства, жалуется Анна Панова, в его нынешнем состоянии невозможно получить даже вездеход, чтобы добраться до храмов, в которые десятилетиями не ступала нога искусствоведа и реставратора...